Обозрение церквей северной полосы Глазовского уезда Его Преосвященством, Преосвященнейшим Никандром, Епископом Вятским и Слободским[1].

В марте месяце с. г. Преосвященнейший Никандр посетил заводский район Глазовского уезда и самый отдаленный и захолустный уголок его — Зюздинский край.

Всего обозрено было им 15 церквей. В каждой церкви Владыка совершал, в целях миссионерско-пастырских, какую нибудь службу: литургию, всенощное бдение или молебен с акафистом. В Зюздинском крае среди православного населения (частью инородческого — есть пермяки и т. наз. зюздяки) проживает множество старообрядцев. Православного епископа там видали редко, а посему народ, узнав о приезде Владыки в данную местность и стремясь получить архипастырское благословение, собирался во множестве до чрезвычайной тесноты, переполняя свои маленькие, большею частью деревянные храмы. Везде Владыка сам помазывал молящихся освященным елеем или благословлял их, раздавая листочки религиозно-нравственного содержания. По окончании богослужения Владыка вел с народом простые, задушевные беседы, убеждая его оставлять свои пороки и разъясняя ему великий вред употребления кумышки и бражки.

В с. З.-Христорождественском, где проживает много старообрядцев австрийского толка, Владыка за литургией совершил чин хиротонии, посвятив одного диакона в сан священника (наглядно показав таким образом местному населению, как появляется законное священство). При богослужениях обычно пел хор из учащих и учащихся местных церковных школ или устраивалось всенародное пение.

После богослужения в храме Владыка обычно посещал и местные церковно-приходские школы, где собирались не только ученики церковных школ, но и земских училищ данного прихода. Владыка благословлял учащихся крестиками, спрашивал их по Закону Божию и др. предметам и затем вел с ними отеческие, доступные детскому пониманию задушевные беседы. Простая, понятная речь Владыки глубоко западала в юные сердца детей и, конечно, навеки запечатлевалась в них. Дети скоро осваивались с посетившим их Гостем, теряли присущую им в таких случаях робость и окружали Владыку, боясь проронить даже одно слово из его речи. Опишем для примера одно такое посещение Владыки церковно-приходской школы... В ожидании Владыки все учащиеся выстроены рядами по одну сторону — из церковных школ, по другую — из земских училищ. Тут-же с ними и их учителя и учительницы. Теплится пред св. иконой зажженная лампадка. Стены классной комнаты украшены пихтой и разными картинами и картами. Раздается колокольный звон во вся. Значит, Владыка выходит из храма. Вот он в дверях школы, сопровождаемый местными священниками и встречаемый школьной администрацией. Раздается пение тропаря и на общее благословение Владыки — «исполла эти деспота». Вла-

С. 489

дыка подзывает по очереди учащихся и, благословляя их крестиками, спрашивает младших — прочитать молитву, средних — рассказать что-нибудь из Св. Истории, а старших, — объяснить член Символа Веры или заповедь. Если ученик затрудняется ответить по робости или забывчивости, Владыка, погладив его по головке, дает другой доступный вопрос и ребенок скоро оправляется и, после удачного ответа, отходить сияющий на свое место. Затем, Владыка просить спеть что нибудь, напр. народный гимн, какую нибудь школьную песенку, и пение, сначала робкое, скоро разгорается и звучит громко и одушевленно. Просит Владыка также прочитать какое нибудь стихотворение или басню и разъяснить смысл её. Предлагает учащимся решить сообща какую-нибудь арифметическую задачку, иногда довольно замысловатую. Увидав на стенах развешанные плакаты и картины противоалкогольного содержания, Владыка подзывает ученика и заставляет его прочитать, что написано. Если это пословица противоалкогольного содержания, Владыка заставляет разъяснить смысл её и, в случае затруднения, ведет с детьми одушевленную беседу о вреде пьянства и о благе трезвости, убеждая учащихся никогда не пить бражки и кумышки и уговаривать родителей своих не варить ни того, ни другого. Дети хором давали такое обещание, хочется верить — искреннее. Но вот Владыка прощается с учащимися и учащими, раздается опять «исполла эти деспота», и Владыка, провожаемый обласканными детьми, выходит из школы...

Обращал внимание Владыка и на школьные помещения. Если помещение благоустроено и прилично, он выражал довольство, если же оно тесно и неприглядно, просил о. заведующего школою принять меры к возможному благоустройству его и обеспечению материальными средствами, давая практические советы, как лучше устроить это дело... Затем, Владыка посещал членов причта, если ему дозволяло время, и направлялся в квартиру о. настоятеля церкви, где ему предлагались

С. 490

чай и скромная трапеза. Так как тут-же собиралось духовенство не только местное, но иногда и из окрестных сел, то Владыка отечески беседовал с присутствующими, своей простотой, сердечным обращением привлекая всех к себе. Темой его бесед обычно служило: борьба с народным невежеством, его нетрезвостью и пороками, поднятие и возрождение религиозно-нравственной жизни прихода. Как на средства влияния на народ и возрождения приходской жизни Владыка указывал духовенству на широкое участие в кооперативах, на открытие отделений Епархиального Братства св. Николая, на устройство приходских народных домов и т. п. Призывал и матушек в целях помощи своим мужьям — священникам в их разносторонней деятельности и благотворного влияния на женскую половину прихода, к открытию своих дамских кружков. Незаметно проходили часы за такими беседами, но наступало время отъезда дорогого Гостя и Владыка, напутствуемый искренними благопожеланиями, отправлялся в следующее по маршруту село.

С. 491

Вятские епархиальные ведомости, отдел неофициальный. 1916, № 18-19.

 


[1] Митрополит Никандр (в миру Николай Григорьевич Феноменов; 1872- 1933) — епископ Русской православной церкви, в 1914-1918 гг. – епископ Вятский и Слободской.