Христос начал Свою проповедь призывом к покаянию, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4,17). Покаяние в библейском смысле означало обращение человека к Богу с молитвой о прощении, внутреннюю перемену, оставление прежнего греховного образа жизни. Евангельский мытарь, бьющий себя в грудь со словами «Боже, милостив буди мне грешному», раскаявшийся Закхей, который был готов раздать половину своего имения бедным и возвратить обиженным вчетверо, блудница, омывающая слезами ноги Христа, царь Давид, познавший свой грех через пророка Нафана, и кающийся иудейский царь Манассия — эти известные библейские примеры стали образцами покаяния в церковных молитвах.

    За три недели до наступления Великого поста Церковь начинает приготовлять к нему верующих особыми чтениями и песнопениями. Сообразно читаемым в воскресные дни на этих неделях Евангелиям каждая из этих недель имеет особое название. Первая из них называется Неделей о мытаре и фарисее.

   «Присутствующие на утрене, – сказал отец Олег на воскресной службе, - слышали потрясающее покаянное песнопение, которое будет звучать на протяжении 7 недель. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию…»   В переводе это звучит так: «Отвори мне двери покаяния, Податель жизни, потому что моя душа с раннего утра стремится к святому храму Твоему, так как храм моего тела весь осквернён: но ты, Щедрый, очисти меня Твоею милостию».

Словесное признание своих грехов, говорит батюшка, должно стать выражением внутреннего сокрушения, совершением суда над самим собой. Известно, что, сколько бы человек ни спотыкался и ни падал на улице, он всегда встает, чтобы не давать окружающим повод к осуждению или насмешкам, так и покаяние совершается столько же раз, сколько бывает падений. Ведь нет ничего постыдного в признании своих ошибок и слабостей, ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.   

      Скоро – пост, время, когда мы усиленно будем просить у Бога словами преподобного Ефрема Сирина, чтобы Господь милосердный “дал нам зрети свои прегрешения и не осуждати брата своего.” Каждый из нас, кто хоть когда-нибудь пытался это делать, знает, как это нелегко. Давайте же будем помнить, что не пощение само по себе, а его результат является нашей конечной целью. Давайте будем помнить, что мир, лежащий во зле, не станет ни на йоту лучше, если мы не попытаемся победить зло прежде всего в самих себе.

      Всё наше несчастье заключается в одной печальной ошибке: как фарисей в евангельской притче, вместо того чтобы сравнивать, соотносить себя с Законом Божиим, мы сравниваем себя с другими людьми. И за этим лукавым сравнением перестаём видеть свой собственный долг перед Богом, зато ярко, объёмно видим грехи всех наших братьев. Фарисея губит и отдаляет от Бога одно убеждение, очень распространённое и среди нас. Ему, как и нам подчас, кажется, что стать угодным Богу, стать святым, спастись от вечной погибели можно всего лишь строго выполняя определённые правила: поститься, в нужное время ходить в храм Божий, ставить свечи, в общем – “жить по закону”. Ведь он, фарисей, знает закон и старается безукоризненно выполнять его. Однако фарисей забыл, что Закон не цель, а средство. А цель – Любовь! Цель – Бог! Цель – возвращение к Богу, обожение, Царство Небесное! Господь не упрекает фарисея за невыполнение Закона, но почему-то говорит, что более оправданным вышел из храма грешник – мытарь. И понятно, почему: Иисус Христос прямо указывает нам: “Всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк.18.14). Вот почему так опасно для обычного грешного человека, каковым несомненно является и евангельский фарисей, и каждый из нас, – созерцание чужих грехов: оно создаёт пагубную иллюзию собственного превосходства.    

         В эти дни, перед Великим постом будет звучать в Церкви умилительное, трогательное песнопение «На реках Вавилонских», 136-й псалом святого царя и пророка Давида. Это вдохновенное песнопение прекрасно передает грустно-покаянное настроение, которым жили иудеи, перенося тяготы плена. И нам, готовящимся к посту, должны быть близки эти переживания людей, вспоминающих страдания духовного притеснения. Разве мы с вами, братья и сестры, и ныне не пребываем в плену собственных грехов, страстей и пороков? Разве в нас не мечется душа, жаждущая одного – освободиться от земной тяготы, чтобы вырваться в небеса, навстречу Господу? Также как иудеи скорбели и плакали на реках Вавилонских, так и мы должны скорбеть и лить теперь, по милости Божией, умилительные слезы покаяния, очищающие, обновляющие наше естество, приближающие нас к Господу и Божественной любви.