Был такой случай. Как-то после службы к священнику подошел молодой человек и попросил разрешить ему сделать объявление в храме. Батюшка позволил. Тогда молодой человек, волнуясь, произнес: «Братья и сестры, я математик по образованию, но работаю в одной компьютерной фирме, это мой хлеб.
В принципе все, что я знаю в жизни, — это математика. Я хочу сделать что-то для Бога, для людей, но не могу ничего придумать, только вот в церковь хожу по воскресеньям. В общем, если у кого-то из вас дети имеют проблемы с математикой, я буду приходить к вам раз или два в неделю. Просто так, во славу Божию. И буду подтягивать по математике ваших детей. Это все, что я умею».
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.
Что такое Воздвижение Креста Господня
Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.
21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании.
Что такое Рождество Богородицы
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один издвунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы — Богородичный праздник.
В Церкви бывает много всего, возле храма, в церковном дворе, на скамейках, где сидят и чего только не делают, говорят всякую всячину и испытывают разные переживания. Переживания, находящиеся вне Бога, рядом с Богом, рядом с Божией благодатью. Представьте себе – всего несколько шагов! То есть ты делаешь несколько шагов, заглядываешь в алтарь, смотришь и видишь на святом престоле дарохранительницу. А что в ней? Тело и Кровь Христовы. А они что? Твое спасение.
Мы проходим мимо спасения ‒ и не заходим, чтобы принять его в свое тело и душу.
По большому счету нет человека, у которого не было бы связи с Богом.
А ты какой, у тебя есть связь с Богом или нет? Чтобы я знал. Ты хороший или плохой? Хорошее дитя Божие или плохое?
Смотри, если скажешь, что хорошее, тогда станешь плохим, а если скажешь, что плохое, тогда ты – хорошее дитя Божие, ну, а если ты хорошее дитя Божие и не знаешь об этом, ты блажен. Но если думаешь, что ты хороший, тогда как на самом деле ты нехороший, но оправдываешь себя и воображаешь: «Я не как другие, я хороший человек, я верующий, живу церковной жизнью, исповедуюсь, молюсь», – то ты хорошо делаешь, что делаешь всё это: это делать надо, это хорошо, оно заполняет твою жизнь, но только если не подпитывает твоего эгоизма.
Современный человек живет преимущественно поверхностной жизнью, успех в которой, по его убеждению, зависит от его личных качеств и ресурсов, а также удачи и благосклонности ближних. Но что-то всегда мешает установиться постоянному покою и счастью.
Значит, нужны основы вечные, чистые, сущностные. И человек прикасается и познает святыни русской земли. Это ее монастыри, церкви с их чудотворными иконами, мощами, святыми источниками.
В конце августа в нашем храме прошел молебен перед началом учебного года. Благословения на плодотворный труд просили школьники, студенты и учителя.
Традиция совершать такой молебен достаточно древняя. Ранее его служили перед началом изучения отроками Закона Божьего или Божественных писаний, но с течением времени дату перенесли на 1 сентября, когда учащиеся возвращаются после каникул в школы, техникумы, вузы.
Это особый чин, в котором молящиеся просят Божией помощи и благословения в постижении и разумении доброго и душеполезного учения.
Слова женщины, подошедшей к главному подсвечнику, изредка заходящей в храм: «Свечку сюда воткнуть?» - больно ранили меня. Другая женщина сокрушалась: «Оказывается, эти свечи, что мы покупаем, это просто жертва храму». Выходит, не все мы до конца понимаем, для чего и как нужно ставить свечи в храме.
Любая церковная свеча – это малая жертва Богу. Следовательно, свеча ставится с молитвой: «Прими, Господи, жертву сию за рабов твоих (имена за кого ставишь)». Если свеча ставится какому-либо святому, то молимся: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога о мне (или о нас и перечисляем имена)». Обращаться к Богу, Богородице и святым можно и своими словами, но обязательно искренне и с верой.
11 сентября святая Церковь вспоминает Усекновение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн Креститель издревле почитается христианами как величайший святой: последний пророк, строгий подвижник и мученик за правду. О нем, Сам Христос сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (МФ. 11:11). Если многие из пророков видели и говорили тайны Божии, то он начал пророчествовать, будучи еще в материнской утробе. Его пророчество особенное. Креститель не только говорил о Христе, Он видел Его, касался главы Христа, совершая Его Крещение на Иордане. При жизни проповедовал Христа людям, взывая о покаянии и предуготовляя сердца и души людей к покаянию. Не только вел святую жизнь, он безбоязненно обличал грех, чего бы ему этого не стоило.
История праздника связана с Евангельским повествованием. Три из четырех Евангелий сообщают о данном событии: Евангелие от Матфея в 14 главе, Евангелие от Марка в 6 главе, Евангелие от Луки в 9 главе; однако Лука не сообщает подробностей, как это делают Матфей и Марк, а только упоминает о самом факте: "И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил" (Лк. 9, 9). После Крещения Иисуса Иоанн продолжает своё пророческое служение, обличая пороки и грехи, призывая народ к покаянию и указывая путь ко спасению через веру в истинного мессию — Христа-Спасителя. Под грозное обличение Иоанна попадает царь Ирод, который при живом брате Филиппе, отобрал у последнего жену — Иродиаду и взял её в супружество. Согласно закону Моисея это нарушение седьмой заповеди: не прелюбодействуй. Об этом и говорит открыто Иоанн царю Ироду. Ирод не терпит обличения и сажает Иоанна в темницу (тюрьму), оставляя на время Иоанна в живых, поскольку простой иудеиский народ почитал Иоанна и считал его величайшим пророком.
Подробнее: 11 сентября - день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна