На пути к подвижничеству

Святитель Петр Московский родился в благочестивой семье, на Волынской земле. Его отца звали Феодором, а мать (по некоторым сведениям) – Евпраксией.

О том, что сын будет избран Всеведущим Богом на особое служение, прославит Его и сам будет прославлен, родители узнали из Откровения ещё до его появления на свет.

Как-то раз на рассвете, мать увидела во сне необыкновенного агнца (согласно сюжету видения, она заботливо держала его на своих руках). Меж рогов агнца росло чудное дерево, изобиловавшее множеством плодов и цветов. Среди пышной листвы пылали свечи. При всём этом дерево источало несказанное благоухание. Проснувшись, Евпраксия не могла себе объяснить, что бы значило это видение. И лишь потом стало ясно, что содержание сна указывало на духовные дарования её сына (который тогда находился в материнской утробе).

До семилетнего возраста Петр обучался и воспитывался в родительском доме. А затем его отдали для обучения грамоте и книжным наукам. Учился он с усердием, однако учение не поддавалось ему. Это печалило отрока, огорчало родителей. Но вот, однажды ему явился во сне некий муж в святительском облачении. От него изливалось сияние. По слову явившегося, Петр открыл свои уста и тот, благословив, влил в них сладость. После этого случая Петр стал учиться успешнее и со временем превзошёл своих сверстников.

Ещё в юности всем возможным путям своей жизни он предпочёл трудный, но верный – монашеский, и поступил в монастырь.

Богоносный Ириней1, который промыслительно получил имя, созвучное слову «мир»2, дабы сделаться вестником Святого Духа, родился в Малой Азии около 140 года. В ранней юности в Смирне он слушал поучения престарелого епископа Поликарпа Смирнского, который излагал учение, полученное им от святого апостола Иоанна. Так Ириней научился в точности соблюдать апостольское предание, сохраняемое в Церкви.
«Именно в Церкви, – учил святитель Ириней Лионский, – Бог поместил апостолов, пророков и учителей и все остальные действия Святого Духа. От этого Духа, таким образом, устраняются все те, которые, отказываясь прибегнуть к Церкви, лишают себя самих жизни из-за своих ложных учений и порочных действий. Ведь там, где находится Церковь, пребывает также и Дух Божий, а там, где Дух Божий, – Церковь и вся благодать. А Дух и есть Истина»3.

«Если строить без Бога, то ничего не получится – ни в личной жизни, ни в жизни семейной, общественной, государственной, планетарной», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди после Литургии в храме Трех святителей в пос. Воскресенское г. Москвы 4 сентября.

« Казалось бы, так просто собраться всем главам государств и правительств и принять некие четкие правила, что можно и что нельзя, для того чтобы спасти мир. Не получается, потому что краеугольный камень выбран не тот, потому что в основе – человеческий грех, который разрушает и личную, и общественную, и планетарную жизнь», – подчеркнул Предстоятель.

Почему первого сентября страшно вести ребенка в школу, чем так привлекательны чужие обязанности, зачем мы постоянно увеличиваем свой груз ответственности за учебу, и о чем говорят наши тревоги и страхи - рассказывает детский и семейный психолог, сотрудник православный школы "Образ" Елена Лутковская.

13/26 августа 1903 года в преддверии праздника Успения Божией Матери в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре преставился схииеродиакон Лазарь (Деминский). Будучи ближайшим учеником и келейником святителя Феофана Затворника Вышенского, он лично переписывал многие его произведения и помогал святителю в подготовке к изданию его книг. По благословению духовного наставника он ушел на Святую Гору Афон, где от игумена Макария (Сушкина) принял схиму и ушел в затвор, подвизаясь около 20 лет в Почаевской келлии при Старом Русике.

Подвижник для себя составил ежедневные правила, которыми руководствовался всю жизнь и которые висели на двери его кельи. Портал «Русский Афон» впервые публикует эти правила старца Лазаря:

В послании апостола Павла к Колоссянам говорится о том, каковы должны быть в нас конкретные проявления христианской жизни, а также о некоторых вопросах семейных и общественных отношений.

Для чего мы покупаем новую одежду? Ответ очевиден: для того, чтобы ее носить. Но, может быть, не все с этим согласны? Например, кто-то аккуратно хранит обновки в шкафу и никогда не надевает… «Нет, такого не бывает, — скажете вы. — В чем смысл тратиться на что-то новое, но продолжать ходить в поношенных рубашках и брюках?» Так вот, интересно, что, по мысли апостола Павла, ко Христу нужно относиться так же, как к новой одежде — облечься в Него и ходить в Нем.

Слово «облекаться», то есть одеваться в какую-то одежду, довольно часто используется в Павловых посланиях для описания христианской жизни. Все мы помним знаменитую фразу из послания к Галатам: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Если наше одеяние — Христос, то все увидят, что мы христиане.

«Отсутствие духовного зрения — это катастрофа, это опасность огромного масштаба для личности, для общества, для народа, – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, в своем слове в день отдания праздника Преображения Господня в Александро-Невском кафедральном соборе г. Кургана.

«Кто же нам может дать это зрение? Никто, кроме Бога. Очень часто, приходя к старцу, человеку святой жизни, на исповедь, не понимаешь, каким чутьем он все это чувствует, каким образом он понимает твою внутреннюю жизнь. Вроде ничего особенного ты ему не сказал, а человек, только взглянув на тебя, видит, понимает и чувствует», – отметил Патриарх.

«Это нельзя назвать просто интуицией, потому что видение такого человека строго привязано к его образу жизни, к его вере, к его близости к Богу. Когда мы с вами возрастаем в вере, когда у нас появляется навык молитвы, когда мы умеем с Богом разговаривать, когда мы Ему поверяем свои сокровенные мысли и чувства, когда мы раскаиваемся перед Ним, как не можем раскаяться даже перед духовником, когда мы не чувствуем средостение между собой и Богом, — тогда Господь открывает нам это внутреннее духовное зрение, каждому в меру его веры и его близости к Богу.

Ученик Христов, ученик Сына Божия, ученик воплотившегося Бога – вот как Сам Господь наш Иисус Христос называет лишь часть людей, живших и живущих на земле. Так называл Он и первых Своих последователей, первых из людей, которые поверили в Него, внутренне убедились в том, что перед ними не простое человеческое существо, а Бог, ставший Человеком ради спасения людей.

12 июля – день памяти Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 
Поздравляем с праздником!

В фильме вы сможете узнать о преподобноисповеднике Рафаиле Оптинском (Шейченко), который, по словам епископа Уржумского и Омутнинского Леонида, «всегда как свечка горел перед Господом в молитве», о тех примерах, которые каждый может почерпнуть из жизнеописаний подвижников веры. Владыка Леонид расскажет о «современной теплохладности», о том, как делать выбор молодежи в современном мире и на что опираться.

Подкатегории